1. В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные статьей 171 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, в случае, если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не исчисляет, то принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), оснований не имеется. В связи с этим, указанные налоговые вычеты производятся не ранее того отчетного периода, в котором возникает налоговая база по налогу на добавленную стоимость. Об этом напоминает Минфин в своем письме от 08.02.2005 года № 03-04-11/23 «О применении налогового вычета по НДС».
2. Вопрос о правомерности возмещения покупателями товаров (работ, услуг) НДС, уплаченного поставщикам денежными средствами, ранее полученными по договорам займа, являлся актуальным всегда. После опубликования Определения Конституционного суда РФ от 08.04.2004 г. № 169-О, казалось бы, поставившего точку в наболевшем вопросе, полемики и обсуждений различных точек зрения, касающихся возмещения НДС, оплаченного заемными средствами, не стало меньше. Конституционный суд в разъяснении к Определению № 169-О признал, что факт уплаты НДС за счет заемных средств недостаточен для отказа в возмещении налога.
Однако в своем разъяснении Конституционный суд РФ вернулся к принципу добросовестности налогоплательщика. Впервые разделение налогоплательщиков на добросовестных и недобросовестных Конституционный суд РФ произвел в своем Постановлении от 12.10.98 № 24-П.
В разъяснении Определения № 169-О Конституционный суд РФ рекомендует налоговым органам выявлять сделки налогоплательщиков, носящие фиктивный характер, другими способами выявлять недобросовестность в поведении налогоплательщиков.
Исходя из смысла разъяснения Конституционного суда РФ, при предъявлении налогоплательщиком НДС к возмещению из бюджета налоговыми органами пристальное внимание будет уделяться его контрагентам. И в случае выявления фактов неуплаты контрагентом НДС в бюджет, отсутствия данных о контрагенте в государственном реестре, несдачи отчетности и т. д. налогоплательщику в возмещении НДС будет отказано.
Учитывая, что до настоящего времени ни акты Конституционного суда, ни Налоговый кодекс, ни иные законодательные акты РФ не установили критерии добросовестности и недобросовестности, формирование таких критериев при возмещении НДС опять будет зависеть от складывающейся судебно-арбитражной практики.